Морфологический разбор «день»

В данной статье мы рассмотрим слово «день». В зависимости от контекста, оно может быть именем существительным или глаголом. Ниже мы подробно разберём каждый из этих случаев, дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«День» (имя существительное)

Значение слова «день» по словарю С. И. Ожегова

  • Число месяца, посвященное какому-нибудь событию, связанное с чем-нибудь
  • В ближайшие дни
  • Время, период
  • Промежуток времени в пределах суток, занятый или характеризуемый чем-нибудь
  • Часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • IIНачальная форма: день — единственное число, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • нарицательное
      • неодушевлённое
      • мужской род
      • 2-е склонение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • единственное число
      • именительный или винительный падеж
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

1) день – единственное число, именительный падеж

подлежащее
обращение
именная часть сказуемого
определение-приложение

2) день – единственное число, винительный падеж

дополнение
определение-приложение
обстоятельство

Склонение имени существительного по падежам

ПадежЕдинственное числоМножественное число
Именительный падеж
кто? что?
деньдни
Родительный падеж
кого? чего?
днядней
Дательный падеж
кому? чему?
днюдням
Винительный падеж
кого? что?
деньдни
Творительный падеж
кем? чем?
днемднями
Предложный падеж
о ком? о чём?
днеднях

«День» (глагол)

Значение слова «деть» по словарю С. И. Ожегова

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: деть — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • единственное число, повелительное наклонение
  • IV Синтаксическая роль:
сказуемое

Наклонения

Изъявительное наклонениеСослагательное наклонениеПовелительное наклонение
детьдел бы, дела бы, дело бы, дели быдень, деньте

Совершенный вид

Род / Число1-е лицо2-е лицо3-е лицо
Мужской род (ед. число)Что сделал?дел
Что сделаю?дену
Что сделал?дел
Что сделаешь?денешь
Что сделал?дел
Что сделает?денет
Женский род (ед. число)Что сделала?дела
Что сделаю?дену
Что сделала?дела
Что сделаешь?денешь
Что сделала?дела
Что сделает?денет
Средний род (ед. число)Что сделало?дело
Что сделаю?дену
Что сделало?дело
Что сделаешь?денешь
Что сделало?дело
Что сделает?денет
Множественное числоЧто сделали?дели
Что сделаем?денем
Что сделали?дели
Что сделаете?денете
Что сделали?дели
Что сделают?денут

Разобрать другое слово

Найти

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений, которые не являются живыми существами:

  • камень, земля, аквариум, стена и т. д.

Такие существительные отвечают на вопрос «что?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного.

К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:

  • море, трава, стол, красота, обучение и т. д.

Такие существительные пишутся со строчной буквы.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:

  • пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.

Отвечает на вопросы «кто? что?»

Отвечает на вопросы «кого? что?»

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в
винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

  • встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?)
    стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню
    .

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, к которому говорящий призывает собеседника, и отвечают на вопросы «что делай?»,
«что сделай?», «что делайте?», «что сделайте?»:

  • Немедленно подойди! (приказ)
  • Дайте, пожалуйста. (просьба)
  • Лучше проконсультируйся со специалистом. (совет)

Глаголы в повелительном наклонении меняются по лицам и числам, но не имеют времени и не изменяются по временам.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
pishugramotno.ru
Добавить комментарий