Морфологический разбор «уметь»

В данной статье мы рассмотрим слово «уметь», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Уметь» (глагол)

Значение слова «уметь» по словарю С. И. Ожегова

  • Обладать способностью делать что-нибудь
  • Обладать навыком, полученными знаниями, быть обученным чему-нибудь

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: уметь — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • непереходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • изъявительное наклонение
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее

Наклонения

Изъявительное наклонениеСослагательное наклонениеПовелительное наклонение
уметьумел бы, умела бы, умело бы, умели быумей, умейте

Несовершенный вид

Род / Число1-е лицо2-е лицо3-е лицо
Мужской род (ед. число)Что делал?умел
Что делаю?умею
Что буду делать?буду уметь
Что делал?умел
Что делаешь?умеешь
Что будешь делать?будешь уметь
Что делал?умел
Что делает?умеет
Что будет делать?будет уметь
Женский род (ед. число)Что делала?умела
Что делаю?умею
Что буду делать?буду уметь
Что делала?умела
Что делаешь?умеешь
Что будешь делать?будешь уметь
Что делала?умела
Что делает?умеет
Что будет делать?будет уметь
Средний род (ед. число)Что делало?умело
Что делаю?умею
Что буду делать?буду уметь
Что делало?умело
Что делаешь?умеешь
Что будешь делать?будешь уметь
Что делало?умело
Что делает?умеет
Что будет делать?будет уметь
Множественное числоЧто делали?умели
Что делаем?умеем
Что будем делать?будем уметь
Что делали?умели
Что делаете?умеете
Что будете делать?будете уметь
Что делали?умели
Что делают?умеют
Что будут делать?будут уметь

Разобрать другое слово

Найти

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Непереходные глаголы не могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?»):

  • идти, лететь, лежать, стоять, ссориться, карабкаться, учиться.

Все возвратные глаголы являются непереходными.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
pishugramotno.ru
Добавить комментарий