Морфологический разбор «смело»

В данной статье мы рассмотрим слово «смело». В зависимости от контекста, оно может быть: наречием, предикативом, именем прилагательным, глаголом. Ниже мы подробно разберём каждый из этих случаев, дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Смело» (наречие)

Морфологический разбор наречия

  • I Часть речи: наречие;
  • IIНачальная форма: смело;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • Неизменяемое слово;
      • Разряд по значению: определительное (качественное);
    • Б. Непостоянные признаки:
      • положительная степень
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
обстоятельство
определение

Степени сравнения наречия

Положительная степеньСравнительная степеньПревосходная степень
смелопосмелее, посмелей, смелее, смелейпосмелее всех, посмелее всего

«Смело» (имя прилагательное)

Значение слова «смелый» по словарю С. И. Ожегова

  • Не знающий страха, решительный
  • Отличающийся новизной и оригинальностью, новаторский
  • С легкостью, без помехи, затруднений
  • С полной уверенностью
  • Выходящий за границы принятого, приличного, вызывающий

Морфологический разбор имени прилагательного

  • I Часть речи: имя прилагательное;
  • IIНачальная форма: смелый — единственное число, мужской род, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • Разряд по значению: качественное
    • Б. Непостоянные признаки:
      • средний род, единственное число, краткая форма, положительная степень
  • IV Синтаксическая роль:
именная часть сказуемого

Склонение имени прилагательного по падежам

ПадежМужской родСредний родЖенский родМножественное число
Именительный падежКакой?смелый, смелейшийКакое?смелое, смелейшееКакая?смелая, смелейшаяКакие?смелые, смелейшие
Родительный падежКакого?смелого, смелейшегоКакого?смелого, смелейшегоКакой?смелой, смелейшейКаких?смелых, смелейших
Дательный падежКакому?смелому, смелейшемуКакому?смелому, смелейшемуКакой?смелой, смелейшейКаким?смелым, смелейшим
Винительный падежКакого? Какой?смелого, смелый, смелейшего, смелейшийКакого? Какое?смелое, смелейшееКакую?смелую, смелейшуюКаких? Какие?смелые, смелых, смелейшие, смелейших
Творительный падежКаким?смелым, смелейшимКаким?смелым, смелейшимКакой?смелою, смелой, смелейшею, смелейшейКакими?смелыми, смелейшими
Предложный падежО каком?смелом, смелейшемО каком?смелом, смелейшемО какой?смелой, смелейшейО каких?смелых, смелейших

Краткая форма

Мужской родСредний родЖенский родМножественное число
Каков?смелКаково?смелоКакова?смелаКаковы?смелы

Степени сравнения

Положительная степеньСравнительная степеньПревосходная степень
смелыйсмелее, смелей, посмелее, посмелейсмелейший

«Смело» (глагол)

Значение слова «смести» по словарю С. И. Ожегова

  • Метk., сгрести в одно место, в кучу
  • Метk., разметывая (см. разметать ), сбросить с поверхности чего-нибудь, отброс ить

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: смести — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • средний род, единственное число, изъявительное наклонение, прошедшее время
  • IV Синтаксическая роль:
сказуемое

Наклонения

Изъявительное наклонениеСослагательное наклонениеПовелительное наклонение
сместисмел бы, смела бы, смело бы, смели бысмети, сметите

Совершенный вид

Род / Число1-е лицо2-е лицо3-е лицо
Мужской род (ед. число)Что сделал?смел
Что сделаю?смету
Что сделал?смел
Что сделаешь?сметешь
Что сделал?смел
Что сделает?сметет
Женский род (ед. число)Что сделала?смела
Что сделаю?смету
Что сделала?смела
Что сделаешь?сметешь
Что сделала?смела
Что сделает?сметет
Средний род (ед. число)Что сделало?смело
Что сделаю?смету
Что сделало?смело
Что сделаешь?сметешь
Что сделало?смело
Что сделает?сметет
Множественное числоЧто сделали?смели
Что сделаем?сметем
Что сделали?смели
Что сделаете?сметете
Что сделали?смели
Что сделают?сметут

«Смело» (глагол)

Значение слова «сметь» по словарю С. И. Ожегова

  • Иметь право
  • Иметь смелость, осмеливаться

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: сметь — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • непереходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • средний род, единственное число, изъявительное наклонение, прошедшее время
  • IV Синтаксическая роль:
сказуемое

Наклонения

Изъявительное наклонениеСослагательное наклонениеПовелительное наклонение
сметьсмел бы, смела бы, смело бы, смели бысмей, смейте

Несовершенный вид

Род / Число1-е лицо2-е лицо3-е лицо
Мужской род (ед. число)Что делал?смел
Что делаю?смею
Что буду делать?буду сметь
Что делал?смел
Что делаешь?смеешь
Что будешь делать?будешь сметь
Что делал?смел
Что делает?смеет
Что будет делать?будет сметь
Женский род (ед. число)Что делала?смела
Что делаю?смею
Что буду делать?буду сметь
Что делала?смела
Что делаешь?смеешь
Что будешь делать?будешь сметь
Что делала?смела
Что делает?смеет
Что будет делать?будет сметь
Средний род (ед. число)Что делало?смело
Что делаю?смею
Что буду делать?буду сметь
Что делало?смело
Что делаешь?смеешь
Что будешь делать?будешь сметь
Что делало?смело
Что делает?смеет
Что будет делать?будет сметь
Множественное числоЧто делали?смели
Что делаем?смеем
Что будем делать?будем сметь
Что делали?смели
Что делаете?смеете
Что будете делать?будете сметь
Что делали?смели
Что делают?смеют
Что будут делать?будут сметь

Разобрать другое слово

Найти

Определительные наречия обозначают качество, способ и интенсивность проявления действия или признака и относятся к глаголам,
прилагательным, существительным и наречиям.

К ним относятся наречия:

  • качественное (как?): гордо, честно, ярко;
  • образа и способа действия (как?, каким образом?): вприпрыжку, громко, шёпотом, ползком;
  • меры и степени (насколько?, в какой мере?): слегка, чересчур, очень, мало, совсем.

Качественными называются прилагательные, которые обозначают:

  • признаки предмета, воспринимаемые органами чувств (запах, вкус, цвет, звук, тактильные свойства, температура): ароматный, сладкий, сиреневый, громкий, шершавый, холодный;
  • внешние, возрастные, физиологические, интеллектуальные признаки людей и животных, а также черты характера: престарелый, молодой, хромой, добрый, хитрый, умный, заботливый;
  • размер, форму, вес, место расположения предметов: высокий, длинный, прямой, круглый, просторный, тяжёлый;
  • оценку говорящего: удобный, обидный, приятный.

Качественные прилагательные могут:

  • образовывать пары синонимов и антонимов: молодой — юный, длинный — короткий;
  • образовывать сравнительные степени: умный — умнее — умнейший;
  • образовывать краткие формы: заботливый — заботлив, приятный — приятен;
  • сочетаться с наречиями меры и степени: очень тесный, весьма умный, довольно молодой;
  • образовывать наречия с окончаниями на -о/-е/-и: красиво, обидно, блестяще, зверски.

Качественные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и могут склоняться только по родам и числам, а по падежам не могут.

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в
винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

  • встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?)
    стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню
    .

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Непереходные глаголы не могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?»):

  • идти, лететь, лежать, стоять, ссориться, карабкаться, учиться.

Все возвратные глаголы являются непереходными.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
pishugramotno.ru
Добавить комментарий