В данной статье мы рассмотрим слово «обучающий», являющееся причастием. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Обучающий» (причастие)
Значение слова «обучать» по словарю С. И. Ожегова
- См. учить
Морфологический разбор причастия
- I Часть речи: причастие;
- IIНачальная форма: обучать;
- IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- действительное
- невозвратное
- переходное
- настоящее время
- несовершенный вид
- Б. Непостоянные признаки:
- мужской род, единственное число, полная форма
- именительный или винительный падеж
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
1) обучающий – мужской род, единственное число, полная форма, именительный падеж
2) обучающий – мужской род, единственное число, полная форма, винительный падеж
Времена и падежи действительных причастий (несовершенный вид)
Падеж | Время | Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число |
---|---|---|---|---|---|
именительный | прошедшее | Что делавший?обучавший | Что делавшее?обучавшее | Что делавшая?обучавшая | Что делавшие?обучавшие | настоящее | Что делающий?обучающий | Что делающее?обучающее | Что делающая?обучающая | Что делающие?обучающие |
родительный | прошедшее | Что делавшего?обучавшего | Что делавшего?обучавшего | Что делавшей?обучавшей | Что делающих?обучавших | настоящее | Что делающего?обучающего | Что делающего?обучающего | Что делающей?обучающей | Что делающих?обучающих |
дательный | прошедшее | Что делавшему?обучавшему | Что делавшему?обучавшему | Что делавшей?обучавшей | Что делавшим?обучавшим | настоящее | Что делающему?обучающему | Что делающему?обучающему | Что делающей?обучающей | Что делающим?обучающим |
винительный | прошедшее | Что делавшего? Что делавший?обучавшего, обучавший | Что делавшего? Что делавшее?обучавшее | Что делавшую?обучавшую | Что делавших? Что делавшие?обучавшие, обучавших | настоящее | Что делающего? Что делающий?обучающего, обучающий | Что делающего? Что делающее?обучающее | Что делающую?обучающую | Что делающих? Что делающие?обучающие, обучающих |
творительный | прошедшее | Что делавшим?обучавшим | Что делавшим?обучавшим | Что делавшей?обучавшею, обучавшей | Что делавшими?обучавшими | настоящее | Что делающим?обучающим | Что делающим?обучающим | Что делающей?обучающею, обучающей | Что делающими?обучающими |
предложный | прошедшее | О что делавшем?обучавшем | О что делавшем?обучавшем | О что делавшей?обучавшей | О что делавших?обучавших | настоящее | О что делающем?обучающем | О что делающем?обучающем | О что делающей?обучающей | О что делающих?обучающих |
Разобрать другое слово
Причастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида и обозначают действие, которое ещё не завершено.
Несовершенного вида могут быть действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени:
Действительное | Страдательное | |
---|---|---|
Прошедшее время | сотрудник, работавший допоздна — сотрудник, который (что делал?) работал допоздна | взрыв, виденный издалека — взрыв, который (что делали?) видели издалека |
Настоящее время | сотрудник, работающий допоздна — сотрудник, который (что делает?) работает допоздна | взрыв, видимый издалека — взрыв, который (что делают?) видят издалека |
Невозвратные причастия образуются от невозвратных глаголов (без постфикса -ся (-сь)). Могут быть:
- переходными и непереходными: мама, одевающая дочку (перех.); собака, идущая на поводке (неперех.);
- действительными и страдательными: дети, гуляющие в парке (действ.); обед, приготовленный бабушкой (страд.).
Переходные причастия образуются от переходных глаголов, обозначают, что действие направлено на другой объект.
Могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога.
Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам совершил действие.
Могут быть:
- прошедшего и настоящего времени: мальчик, решающий задачу (прош. вр.); мальчик, решивший задачу (наст. вр.);
- совершенного (только в прошедшем времени) и несовершенного вида: спортсмен, пробежавший по дорожке (сов.); спортсмен, бежавший по дорожке (несов.);
- переходными и непереходными: мама, купившая (что?) мороженое (перех.); девочка, идущая в школу (неперех.).
Действительные причастия не могут образовывать краткую форму.
Полные причастия отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», бывают страдательными и действительными:
- действительные: папа (какой?), объясняющий задачу; бабушка (какая?), читавшая газету; дети (какие?), играющие в догонялки;
- страдательные: клубника (какая?), выращенная на грядке; трава (какая?), скошенная газонокосилкой; девочки (какие?), одетые нарядно; звук (какой?) слышимый издалека.