Большая или маленькая буква пишется после двоеточия?

Большая или маленькая буква после двоеточия

В русском языке множество случаев, когда в предложениях используется двоеточие. Это может быть прямая речь, цитаты, бессоюзное сложное предложение, однородные члены предложения. Итак, давайте разберёмся, после двоеточия пишется с большой буквы или с маленькой.

Двоеточие в предложении

Большая буква после двоеточия

Большая буква после двоеточия пишется в следующих случаях:

1 Прямая речь — это чужая речь (не автора текста), переданная в тексте дословно.

Прямая речь вводится в текст при помощи кавычек, а если она идёт после слов автора, то начинается с большой буквы.

Судья привстал и сказал: «Судебное заседание объявляется открытым».

Девочка, захлопав в ладоши, радостно закричала: «Какое яркое солнце!»

2 Цитата — это воспроизведённая в точности часть какого-либо текста или чьих-то слов. Когда в тексте используются цитаты, то они берутся в кавычки.

Оскар Уайлд говорил: «Человек меньше всего похож на себя, когда говорит от своего имени. Дайте ему маску, и он расскажет всю правду».

Имманиуил Кант сказал: «Долг — это уважение к праву другого».

Но сравните:

Иммануил Кант сказал, что «долг — это уважение к праву другого».

Если чьи-то слова передаются не как цитата, а как косвенная речь, то пишутся они с маленькой буквы и без двоеточия.

Маленькая буква после двоеточия

Теперь разберём случаи, когда после двоеточия пишется маленькая буква:

1 Если в предложении имеется обобщающее слово и однородные члены после него.

Когда мы с дочкой идём на прогулку, мы берём с собой целую кучу игрушек: лопатку с формочками, мелки, мяч, самокат.

Но! Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.

На экскурсии в Москву мы посетили множество исторических достопримечательностей: Красную площадь, Соборную площадь, Старый Арбат, Музей-заповедник «Коломенское».

2 Бессоюзное сложное предложение. 

Нам нужно организовать экстренное совещание: этот вопрос не терпит отлагательств.

Я присмотрелся: в толпе ещё можно было разглядеть, как она удаляется под своим жёлтым зонтиком.

Подробнее о расстановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении читайте в статье «Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания».  

Оформление списков

Перечни и списки оформляются по особым правилам. С какой буквы начинается каждый пункт списка, зависит от нескольких факторов:

1 Каким образом промаркированы пункты списка:

  • заглавная буква с точкой (А., Б., В.);
  • римская или арабская цифра с точкой (I., II., III.; 1., 2., 3.);
  • маленькая буква или цифра со скобкой (а), б), в));
  • тире;
  • графический знак (точка, ромб, галочка и т.д.).

2 Количество уровней в списке — списки бывают:

  • одноуровневые;
  • многоуровневые.

3 Степень распространённости каждого пункта — пункты могут состоять из:

  • одного слова или словосочетания;
  • предложения или целого абзаца.

4 Какой знак стоит в конце пункта:

  • запятая;
  • точка с запятой;
  • точка.

Итак, рассмотрим основные правила оформления перечней:

1 Как правило, если пункты промаркированы заглавной буквой с точкой, а также римской или арабской цифрой с точкой, то они начинаются с заглавной буквы. При этом в конце пункта должна стоять точка.

Список школьных принадлежностей:

А. Тетради.

Б. Учебники.

В. Набор канцелярских принадлежностей.

Или:

Список школьных принадлежностей:

I. Тетради.

II. Учебники.

III. Набор канцелярских принадлежностей.

Или:

Список школьных принадлежностей:

1. Тетради.

2. Учебники.

3. Набор канцелярских принадлежностей.

Если же пункты начинаются с цифры или буквы со скобкой, тире или графического знака, то дальше идёт маленькая буква. В конце пункта в этом случае стоит запятая или точка с запятой.

Список школьных принадлежностей:

1) тетради,

2) учебники,

3) набор канцелярских принадлежностей.

Или:

Список школьных принадлежностей:

а) тетради,

б) учебники,

в) набор канцелярских принадлежностей.

Или:

Список школьных принадлежностей:

тетради,

учебники,

набор канцелярских принадлежностей.

2 Первый уровень списка, как правило, начинается с заглавной буквы, второй и последующие — с маленькой. При этом первый уровень маркируется заглавной буквой с точкой или цифрой с точкой, а низшие уровни — маленькой буквой или цифрой со скобкой, тире или графическим знаком.

Список школьных принадлежностей:

1. Тетради:

а) в клетку и в линейку,

б) толстые и тонкие.

2. Учебники:

а) по математике,

б) по русскому языку,

в) по литературе.

3. Набор канцелярских принадлежностей:

а) синяя ручка,

б) простой карандаш,

в) линейка.

3 Пункты, которые являются полноценными предложениями или достаточно распространены, пишутся с большой буквы. В конце ставится точка.

Чтобы приготовить вкусный плов в казане, нужно:

1. Подготовить мясо и овощи, предварительно почистив и порезав их.

2. Развести костёр и разогреть на нём казан.

3. Закладывать ингредиенты в очерёдности, приведённой ниже. 

Если же пункты списка представляют из себя одно слово или словосочетание, то их обычно оформляют с маленькой буквы, а в конце каждого ставят запятую или точку с запятой.

Список ингредиентов для плова:

мясо,

рис,

морковь,

лук,

приправы.

4 Как уже отмечалось выше, если в конце пункта стоит точка, то следующий начинается с большой буквы, если запятая или точка с запятой — то с маленькой.

Заключение

Большая или маленькая буква после двоеточия
Оцените статью
Поделиться с друзьями
pishugramotno.ru
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Вера

    Спасибо за подробное описание. А то с сыном домашнее задание делаем, не знали, как писать правильно. Вовремя на ваш сайт попали.

    Ответить
  2. Аватар
    Валерия

    Подскажите, если цитата оформляется как прямая речь, но используется с середины предложения, то есть с пропуском начальных слов цитаты, то оформлять графически надо так: А: «…..цитирование» ?

    Ответить
Adblock
detector