В русском языке множество случаев, когда в предложениях используется двоеточие. Это может быть прямая речь, цитаты, бессоюзное сложное предложение, однородные члены предложения. Итак, давайте разберёмся, после двоеточия пишется с большой буквы или с маленькой.
Двоеточие в предложении
Большая буква после двоеточия
Большая буква после двоеточия пишется в следующих случаях:
1 Прямая речь — это чужая речь (не автора текста), переданная в тексте дословно.
Прямая речь вводится в текст при помощи кавычек, а если она идёт после слов автора, то начинается с большой буквы.
Судья привстал и сказал: «Судебное заседание объявляется открытым».
Девочка, захлопав в ладоши, радостно закричала: «Какое яркое солнце!»
2 Цитата — это воспроизведённая в точности часть какого-либо текста или чьих-то слов. Когда в тексте используются цитаты, то они берутся в кавычки.
Оскар Уайлд говорил: «Человек меньше всего похож на себя, когда говорит от своего имени. Дайте ему маску, и он расскажет всю правду».
Имманиуил Кант сказал: «Долг — это уважение к праву другого».
Но сравните:
Иммануил Кант сказал, что «долг — это уважение к праву другого».
Если чьи-то слова передаются не как цитата, а как косвенная речь, то пишутся они с маленькой буквы и без двоеточия.
Маленькая буква после двоеточия
Теперь разберём случаи, когда после двоеточия пишется маленькая буква:
1 Если в предложении имеется обобщающее слово и однородные члены после него.
Когда мы с дочкой идём на прогулку, мы берём с собой целую кучу игрушек: лопатку с формочками, мелки, мяч, самокат.
Но! Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
На экскурсии в Москву мы посетили множество исторических достопримечательностей: Красную площадь, Соборную площадь, Старый Арбат, Музей-заповедник «Коломенское».
2 Бессоюзное сложное предложение.
Нам нужно организовать экстренное совещание: этот вопрос не терпит отлагательств.
Я присмотрелся: в толпе ещё можно было разглядеть, как она удаляется под своим жёлтым зонтиком.
Подробнее о расстановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении читайте в статье «Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания».
Оформление списков
Перечни и списки оформляются по особым правилам. С какой буквы начинается каждый пункт списка, зависит от нескольких факторов:
1 Каким образом промаркированы пункты списка:
- заглавная буква с точкой (А., Б., В.);
- римская или арабская цифра с точкой (I., II., III.; 1., 2., 3.);
- маленькая буква или цифра со скобкой (а), б), в));
- тире;
- графический знак (точка, ромб, галочка и т.д.).
2 Количество уровней в списке — списки бывают:
- одноуровневые;
- многоуровневые.
3 Степень распространённости каждого пункта — пункты могут состоять из:
- одного слова или словосочетания;
- предложения или целого абзаца.
4 Какой знак стоит в конце пункта:
- запятая;
- точка с запятой;
- точка.
Итак, рассмотрим основные правила оформления перечней:
1 Как правило, если пункты промаркированы заглавной буквой с точкой, а также римской или арабской цифрой с точкой, то они начинаются с заглавной буквы. При этом в конце пункта должна стоять точка.
Список школьных принадлежностей:
А. Тетради.
Б. Учебники.
В. Набор канцелярских принадлежностей.
Или:
Список школьных принадлежностей:
I. Тетради.
II. Учебники.
III. Набор канцелярских принадлежностей.
Или:
Список школьных принадлежностей:
1. Тетради.
2. Учебники.
3. Набор канцелярских принадлежностей.
Если же пункты начинаются с цифры или буквы со скобкой, тире или графического знака, то дальше идёт маленькая буква. В конце пункта в этом случае стоит запятая или точка с запятой.
Список школьных принадлежностей:
1) тетради,
2) учебники,
3) набор канцелярских принадлежностей.
Или:
Список школьных принадлежностей:
а) тетради,
б) учебники,
в) набор канцелярских принадлежностей.
Или:
Список школьных принадлежностей:
— тетради,
— учебники,
— набор канцелярских принадлежностей.
2 Первый уровень списка, как правило, начинается с заглавной буквы, второй и последующие — с маленькой. При этом первый уровень маркируется заглавной буквой с точкой или цифрой с точкой, а низшие уровни — маленькой буквой или цифрой со скобкой, тире или графическим знаком.
Список школьных принадлежностей:
1. Тетради:
а) в клетку и в линейку,
б) толстые и тонкие.
2. Учебники:
а) по математике,
б) по русскому языку,
в) по литературе.
3. Набор канцелярских принадлежностей:
а) синяя ручка,
б) простой карандаш,
в) линейка.
3 Пункты, которые являются полноценными предложениями или достаточно распространены, пишутся с большой буквы. В конце ставится точка.
Чтобы приготовить вкусный плов в казане, нужно:
1. Подготовить мясо и овощи, предварительно почистив и порезав их.
2. Развести костёр и разогреть на нём казан.
3. Закладывать ингредиенты в очерёдности, приведённой ниже.
Если же пункты списка представляют из себя одно слово или словосочетание, то их обычно оформляют с маленькой буквы, а в конце каждого ставят запятую или точку с запятой.
Список ингредиентов для плова:
— мясо,
— рис,
— морковь,
— лук,
— приправы.
4 Как уже отмечалось выше, если в конце пункта стоит точка, то следующий начинается с большой буквы, если запятая или точка с запятой — то с маленькой.
Спасибо за подробное описание. А то с сыном домашнее задание делаем, не знали, как писать правильно. Вовремя на ваш сайт попали.
Подскажите, если цитата оформляется как прямая речь, но используется с середины предложения, то есть с пропуском начальных слов цитаты, то оформлять графически надо так: А: «…..цитирование» ?
Да, такое тоже возможно, но лучше уточните у кого-нибудь другого.
Здравствуйте!
Если цитата оформлена как прямая речь, но приводится не полностью, она будет начинаться: 1) с многоточия и строчной буквы, когда стоит после слов автора (А: «…цитата»); 2) с многоточия и прописной буквы, когда стоит перед словами автора в начале предложения («…Цитата», — а).
А что если элемент маркированного списка состоит из нескольких предложений и использовать нумирацию в виде букв нельзя? Писать каждый элемент с большой буквы и в конце ставить точку?
Прекрасно написано, очень нам пригодиться. Спасибо. Понятно о и доступно
Добрый день! Подскажите пожалуйста как правильно должно звучать предложение. Это название объекта проектирования. Сомнения в части установки двоеточия (надо ставить или нет).
Варианты:
1. Водопроводные сети для подключения объекта «Индивидуальный жилой дом» по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Пушкинская улица, д. 5
2. Водопроводные сети для подключения объекта: «Индивидуальный жилой дом» по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Пушкинская улица, д. 5
Здравствуйте, Тимофей!
Первый вариант верный.
Здравствуйте! Спасибо Вам большое за ответ! Хорошего вечера!