Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

У мысли есть излюбленный «дом» — предложение. Любое предложение сообщает о каком-то событии. Чем сложнее и разветвлённее событие, чем больше в нём информации, тем более сложное предложение строится для его передачи. Простое предложение с такой функцией не справится. Чтобы передавать в нюансах свои мысли, человек учится строить сложные предложения с достаточно раннего возраста (3 года).

Каждое сложное предложение состоит из нескольких простых, соединённых между собой. По характеру связи различают союзные и бессоюзные предложения. 

Союзные предложения могут быть связаны сочинительными или подчинительными союзами. Сочинительная связь является более распространённой. Чтобы определить, какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении (ССП), необходимо уметь отличать его от других похожих конструкций и знать правила пунктуации для сложных предложений.

Что такое сложносочинённые предложения?

ССП — это сложное, то есть включающее в себя две и более грамматических основ, союзное предложение с равноправной (сочинительной) связью.

Простые предложения в составе сложного в случае их лексической самостоятельности можно разделить точками.

Рваные облака бежали по ярко-синему весеннему небу, и ветер трепал ветви ещё нераспустившихся деревьев.

Или:

Рваные облака бежали по ярко-синему весеннему небу. Ветер трепал ветви ещё нераспустившихся деревьев.

Сложное предложение позволяет передавать темп действия: в первом примере действие происходит более плавно, во втором оно становится фрагментарным.

Некоторые простые предложения в ССП не имеют лексической самостоятельности (тогда в одной части ССП есть слова, отсылающие к содержанию другой).

Далеко у линии горизонта стояли призрачные горы из облаков, и во время беседы я то и дело смотрела туда.

Какие бывают сложносочинённые предложения?

Отношения между частями предложения

Отношения между предложениями в ССП могут быть:

1 Соединительные. В таких предложениях используются союзы и союзные слова:

Солнце село, и поднялся лёгкий ветерок.

2 Градационные — в таких предложениях содержание частей сравнивается между собой.

Градационные союзы: 

  • «не только…, но и»;
  • «не столько… сколько»;
  • «не то чтобы… а»;
  • «нe тo чтo… нo (a)»;
  • «нe тo чтoбы… нo (a)»;
  • «ecли нe… тo» и дp.

Не только плащ мой был облит, но и руки, и сумку, и даже лицо забрызгал беспечный автобус.

Не то чтобы я очень хотел поехать в парк аттракционов, но уж больно друзья меня уговаривали.

3 Противительные — в них части предложения противопоставляются друг другу. В этих предложениях используются союзы:

Он  ещё долго объяснял значения логарифмов, только я всё равно ничего не понимал.

Или:

Он  ещё долго объяснял значения логарифмов, но я всё равно ничего не понимал.

4 Разделительные. Здесь используются союзы, передающие значение чередования либо взаимоисключения:

То ли гроза совсем скрыла солнце, то ли вечер наступил незаметно.

5 Присоединительные — в ССП такого типа вторая часть предложения несёт добавочное значение. Союзы:

Подруга никогда не понимала моего юмора, да и мне не хотелось при ней шутить.

Предложения с открытой и закрытой структурой

Все типы ССП можно объединить по такому структурному синтаксическому параметру, как закрытость/открытость.

1 К открытому типу относятся предложения с разделительным и соединительным отношениями. У ССП с открытой структурой может быть столько частей, сколько потребуется для выражения мысли. Простые предложения в них построены однотипно, а действие всех частей происходит в одно и то же время.

То кран в группе начинал течь, то обои отставали, то ковёр намокал, то игрушки ломались.

Ряд грамматических основ можно продолжать, все глаголы сочетаются по виду (несовершенному) и времени (прошедшему) — значит, предложение открытого типа.

2 ССП с присоединительными, градационными и противительными отношениями составляют разряд структурно закрытых. Сложносочинённые предложения такого рода состоят из двух частей, семантически зависимых друг от друга. Вторая часть завершает мысль, поэтому наличие третьей и последующих частей будет нецелесообразным.

Не только смородина в этом году дала хороший урожай, но и ежевика выросла крупной и сладкой.

ССП закрытого типа со значением соотношения по контрасту или выведения результата могут соединять сочинительные союзы (так как открытость и закрытость в первую очередь зависит от значения предложения и только во вторую — от характера союза).

Я высвободила бабочку из паутины, и она сразу улетела.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Какие могут быть знаки препинания в сложносочинённых предложениях и какие знаки встречаются чаще? Чтобы выбрать нужную схему пунктуации, необходимо различать простые предложения в ССП и однородные члены одного предложения, а также определять функции, которые несёт в сложном предложении тот или иной знак.

Части ССП могут быть соединены между собой:

Запятая в сложносочинённом предложении

Такой знак препинания, как запятая, в сложносочинённом предложении ставится, если нужно отделить друг от друга простые предложения, не имеющие общих второстепенных членов, вводных слов и не объединённые восклицательной либо вопросительной интонацией.

Его не было видно на занятиях, но экзамены он всегда сдавал на «отлично».

В предложении две части: первая односоставная «не было видно», вторая двусоставная «он сдавал». Предложения связаны между собой при помощи противительного союза «но», перед которым стоит запятая. Это закрытое по структуре предложение.

Ноги привычно крутили педали, и руки спокойно держали руль и звонили в звонок зазевавшимся пешеходам, и глаза вовремя высматривали свободную от стёкол часть дороги.

В этом ССП с открытой структурой три грамматических основы: «ноги крутили», «руки держали и звонили» и «глаза высматривали», поэтому запятые нужны перед третьим и первым союзами «и», а перед вторым, соединяющим однородные сказуемые внутри предложения, — нет.

Особые случаи постановки запятой в ССП:

1 Союз «ли… или» предполагает разные варианты пунктуации в простых и сложных предложениях. Избежать ошибки в этом случае поможет выделение грамматической основы или основ предложения (если союзы стоят внутри простого предложения, запятая не нужна).

Не знаю, купить ли самокат дочери или беговел сыну.

Здесь «ли… или» соединяют однородные дополнения, запятая не требуется.

Поеду ли я на море в этом году, или придётся снова отложить поездку…

В ССП разделительный союз «или» стоит на границе двух простых предложений, поэтому перед ним ставится запятая.

2 Если глаголы в предложении имеют разные наклонения и соединены союзом «и», между ними ставится запятая, так как они не могут быть однородными.

Заберите вашу собаку, и ответите ещё за свою халатность.

Сказуемое «заберите» стоит в повелительном наклонении, а сказуемое «ответите» — в изъявительном.

3 Если в ССП с союзом «и» два одинаковых подлежащих либо одно подлежащее существительное, а второе — заменяющее его личное местоимение, перед «и» нужна запятая. Это не однородные члены предложения, как может показаться.

Я вернусь через час, и я не возьму с собой ключей.

Здесь две грамматических основы: «я вернусь» и «я не возьму».

Миша очень устал ждать вечера с подарками, и все же он был абсолютно счастлив.

В примере также две основы: «Миша устал ждать» и «он был счастлив».

Точка с запятой в сложносочинённом предложении

Остальные знаки препинания в ССП (помимо запятой) нужны для подчёркивания особого соотношения частей сложного предложения.

Например, в распространённых предложениях, в том числе в СП с несколькими видами связи (сочинение, бессоюзная связь и подчинение), точка с запятой может ставиться перед:

  • «но»,
  • «всё же»,
  • «однако»,
  • «тем не менее» и подобными.

Вспоминала ли она свою подругу хоть изредка, или забыла о ней сразу после переезда, или, может быть, случайно потеряла адрес; однако с любым нарядом и в любую погоду носила подаренный подругой кулон.

Я узнала его сразу и, к своему удивлению, не ошиблась; а надо вам сказать, что он сильно изменился, вытянулся, отрастил бороду и носил теперь учительский портфель.

Точка с запятой в сильно распространённых ССП используется для более удобной подачи большого количества информации в одном предложении. Постановка этого знака между частями ССП носит рекомендательный характер.

Тире в сложносочинённом предложении

Знак «—» (тире) в ССП ставится, если:

  • вторая часть СП имеет значение неожиданности или противопоставления по отношению к первой его части;

Я еле-еле вытащил нужное блюдце из стопки и вдруг оно выскользнуло из рук.

  • одна или обе части ССП являются односоставными назывными предложениями, связанными значением результата;

Бесплодная погоня за белкой в попытке сфотографировать её получше и я смирилась с ролью стороннего наблюдателя.

  • ССП можно условно разделить на две распространённые части, противопоставленные друг другу (часто между ними стоят слова «и вот», «и тогда»).

Надо было написать курсовую,  закрыть сессию, получить справку о переводе на следующий курс от деканата, занять денег на поездку — и вот я уже сижу в купе с группой однокурсников и предвкушаю встречу с новой страной.

Тире может стоять после сочинительного союза, усиливая неожиданность последующего действия.

Пора уже встать со скамьи, закрыть книгу, посмотреть на часы, но — сижу.

Важно! Если перед тире стоит конструкция, требующая обособления, сохраняются оба знака — и запятая, и тире (при этом существует устаревший вариант пунктуации в художественных текстах, где сочетание запятой и тире является самостоятельным знаком между любыми противопоставляемыми предложениями, в том числе нераспространёнными).

Он хотел было уступить место женщине с огромной сумкой, оттягивающей руку, — но его опередили.

Двоеточие в сложносочинённом предложении

Постановка двоеточия в ССП необходима, если следующая часть СП раскрывает значение первой (вносит уточнения, пояснения). Чаще всего связь между частями сложного предложения с двоеточием является смешанной — союзной и бессоюзной.

Руководитель группы предложил пуститься в обратный путь: гроза прошла, река уже не казалась такой бурной, и мы стали собирать палатки.

Лето, только поманившее солнцем и безветрием, испортилось: зачастили дожди и температура за окном больше напоминала осень.

Во втором примере запятая перед «и» не ставится, так как первое предложение относится в равной степени ко второму и третьему (более подробно о правиле написано ниже).

Когда перед союзами «и», «да», «или», «либо» запятая не ставится?

В некоторых случаях между частями ССП, соединёнными одиночными союзами «и», «или/либо», «да» (=«и»), запятая не ставится:

1 Когда оба предложения имеют общий элемент (обстоятельство, вводное слово, придаточное предложение, сравнительный оборот, частицу).

Сравним два примера:

Казалось, я никогда не научусь играть на гитаре и мне никогда не выучить расположение нот на грифе.

Вводное слово «казалось» относится в равной степени к обоим предложениям, поэтому запятая перед «и» не нужна.

Действительно, посылка пришла вовремя, и, как водится, забрать её сразу не получилось.

В примере вводное слово имеет отношение только к первому предложению, поэтому перед «и» стоит запятая.

Важно! Если союзы повторяются, между ними обязательна запятая даже при наличии общих элементов.

В субботу как назло пошёл дождь и местами выпал град.

Общий элемент для предложений с предикативными основами «пошёл дождь» и «выпал град» — обстоятельство времени «в субботу».

Но!

В субботу как назло и дождь пошёл, и град местами выпал, и даже снега немного было.

Исключение: предложение, присоединяемое противительным союзом «но» являться общим для других частей СП не может (запятая в таких случаях перед  одиночным «и» ставится).

Зуб удалили, и боль утихла, но мои мучения на этом не прекратились.

2 Если части ССП соединены восклицательной/вопросительной интонацией или являются побудительными предложениями.

Как быстро вам нужно починить ноутбук и могу ли я не заказывать новую батарею?

В этом предложении две предикативные основы «нужно починить» и «я могу не заказывать» соединены вопросительной интонацией.

Вы, Людочка, говорите погромче и вы, дети, слушайте свою одноклассницу повнимательнее.

В этом примере части предложения «вы говорите» и «вы слушайте» используются в побудительном предложении.

3 В односоставных неопределенно-личных, безличных (когда есть синонимичные слова в обоих частях предложения) и ССП.

Начало капать с крыш и стало раньше рассветать.

«Начало» и «стало» являются синонимами, поэтому запятая перед «и» не ставится.

Исключение: если в безличном предложении нет синонимичных слов, перед союзом ставится запятая.

Начало капать с крыш, и внезапно похолодало.

Шум и ярость.

Запятая перед «и» между двумя назывными предложениями «шум» и «ярость» не ставится.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
pishugramotno.ru
Добавить комментарий

  1. Людмила

    Спасибо, статья очень помогла. А то до сих пор путалась, когда ставить запятую после союза «и».

    Ответить
    1. Мария Владимирова автор

      Большое спасибо за обратную связь! Очень рада, что информация оказалась полезной.

      Ответить
  2. кристина

    отличная статья. Наконец- то разобралась в этом сложном для меня моменте, как и где ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении.

    Ответить
  3. Елена

    Спасибо, еще бы упражнений добавить.

    Ответить
  4. Лера

    3 В односоставных неопределенно-личных, безличных (когда есть синонимичные слова в обоих частях предложения) и номинативных ССП.
    … В обеих частях предложения…

    Ответить
    1. Лера

      Нас с самого утра увезли всем классом на экскурсию и только к вечеру засобирались в обратную дорогу.
      Мне кажется, здесь запятая нужна: оба предложения неопределенно-личные, но предполагают разных субъектов действия (в первом предложении «они», а во втором — «мы»).

      Ответить
  5. Алевтина

    Отличная статья!

    Ответить
  6. Федор

    Спасибо!

    Ответить
  7. Дмитрий

    Согласен с Лерой. Там не хватает местоимения «мы».
    Да и вообще в русском языке сам черт ногу сломит. Часто правила противоречат потом своим же заданиям.

    Ответить
  8. 👑Prince Tsarevich👑

    Здравствуйте❗️ Да, пожалуй, Ваша статья оказалась мне полезной, в плане проверки своих знаний в «расстановке знаков препинания» перед соединительным | присоединительным союзом «и», поскольку Я сам — Лингвист, и это моё хобби, любимое занятие, — заниматься изучением великого русского языка.

    Так вот, вот в этом предложении: «Нас с самого утра увезли всем классом на экскурсию, и только к вечеру засобирались в обратную дорогу.», которое Вы написали выше с ошибкой, не поставив запятую перед «и», поскольку в конкретном предложении подразумевается называние разных субъектов: в первой части — «они», а во второй — «мы», к тому же, КОНКРЕТНО это ССП — НЕ ЯВЛЯЕТСЯ исключением, где запятая якобы не ставится перед «и».

    И ещё, хмм… Там у Вас во вкладочке — «времени, отведённое на чтение» стоит 11 минут. Я читал статью более часа, там одиннадцатью минутами даже близко не было, исправьте, пожалуйста❗️

    А в целом, статья — классная, и вполне достойна 5-ти⭐️.

    Ответить
    1. Анастасия Карандашова

      Здравствуйте.
      Благодарим за ваш комментарий и замеченную ошибку. Пример заменим на более подходящий.

      Ответить